Как часто, приходя в гости к вернувшимся из отпуска друзьям, нам приходится терпеть одно и то же: просмотр тысяч фотографий, выполненных на тему 3-5 сюжетов, при этом снятых не слишком грамотно.

Сюжеты не блещут оригинальностью. Самый распространенный - «Я в Ялте (Стамбуле, Париже, Каире)!», при этом весь кадр занимает основание Эйфелевой башни, массив Голубой Мечети или громада египетской пирамиды. А где-то в углу, совершенно не различимый среди толпы других туристов, – сам автор...

Ещё один популярный сюжет – «Маня на пляже (у бассейна)». В данном случае на фото мы видим стоящую (лежащую, сидящую) симпатичную (или не очень) «Маню», в купальнике (или без оного), которую пополам «режет» линия горизонта или бортик бассейна.
Далее: один из любимых туристами сюжетов – ночной Мадрид (Сочи, Бобруйск) – совершенно невнятный черный кадр, на котором яркими размазанными линиями обозначены огни несущихся мимо машин. Часто фото ночных городов украшает красноглазое лицо туриста. Весьма почетаем туристами сюжет на тему заката (восхода, облаков), как правило, не в меру раскрашенный в фотошопе в попытке передать «нереальную красоту» посещенных мест. Если же у отдыхающих имеются дети, то вам придётся просмотреть и фотографии на тему «Драгоценное чадо». Как правило, такие фото редко бывают удачными, ибо дети откровенно не понимают, зачем и почему так часто они должны замирать, позируя родителям.

Доступность цифровых фотоаппаратов только расширила масштабы бедствия. Теперь туристы совершенно безграмотно снимают всё, на что падает глаз, расплачиваться же за это приходится нам, несчастным гостям.

Отправляясь в путешествие на этот раз, постарайтесь усвоить несколько простых правил, и тогда, просматривая ваши фотографии, друзья наверняка не заскучают.

Старайтесь расположить линию горизонта выше или ниже середины кадра, в зависимости от того, на чем именно ходите сделать акцент – предмете расположенном ниже горизонта, или выше.

Фото-пейзаж несомненно украсит какоё-нибудь необычный предмет, расположенный в одном из так называемых зрительских центров кадра. Чтобы узнать местоположение такого центра, разделите ширину и длину кадра мысленно на три части линиями. Необходимые вам точки окажутся на пересечении этих условных линий.

Чтобы обрамить кадр, используйте арки, ветки, дверные и оконные проёмы – это даст кадру дополнительный объем.

Съемка с высоты даёт возможность охватить больше пространства, а съёмка снизу подчеркивает глубину сюжета.

Если вы фотографируете объект в движении, оставьте в кадре немного свободного места в направлении движения.

Если вы делаете фотопортрет, то руководствуётесь тем, что хотите увидеть в итоге. Существует три типа портретов - в полный рост, «американский портрет» по колено и крупный план портрета. Первые показывают человека в интерьере или на природе, вторые используют при съемке небольших групп людей, а крупные планы - для одного персонажа.

Снимая людей, следите, чтобы лини горизонта «не разрезала» голову, избегайте фонарей и растений, «растущих» из головы. Чтобы фото получилось объёмным, устройте свет так, чтобы он падал на модель сбоку или сбоку-сзади, попросите человека посмотреть чуть-чуть в сторону. Делая портрет крупным планом, держите фотоаппарат на уровне глаз, снимая же фотопортрет в полный рост, держите камеру на уровне талии или чуть выше, иначе вам не избежать эффекта «коротких ног».

Никогда не снимайте ночью «с рук». Кроме случаев, когда ваша камера оснащена системой стабилизации, или если вы прихватили с собой штатив. Хотя, если вы всё-таки взяли с собой штатив в путешествие, то вам данная статья уже не пригодится – наверняка, ваш уровень съемки гораздо выше начального.

Фотографируя детей, постарайтесь сделать как можно больше кадров – это поможет единственному и неповторимому моменту не ускользнуть от внимания фотографа.